Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школе или ТОП-5 волнующих родителей вопросов

Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школе или ТОП-5 волнующих родителей вопросов

Летом 2023 года глава Минпро­све­щения Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября во всех школах России вводятся занятия по профори­ен­тации. Осенью этого же года в школьном распи­сании появился курс внеурочной деятель­ности под названием «Россия – мои горизонты». Многие родители воспри­нимают профори­ен­та­ци­онные занятия как допол­ни­тельную нагрузку на своего ребенка. В этой статье эксперты проекта разберут острые и актуальные темы, касаю­щиеся программы «Россия – мои горизонты» и ответят на 5 волнующих родителей вопросов.

ВОПРОС 1. Почему занятия проходят именно по четвергам? В некоторых школах урок внеурочной деятель­ности ставят 8 по счету, чем это обусловлено?

Игорь Иванов, руково­дитель направ­ления образо­ва­тельных стандартов и программ Фонда Гумани­тарных Проектов:

— Министер­ством просве­щения Российской Федерации рекомен­дован единый день прове­дения занятий курса «Россия – мои горизонты», ежене­дельно по четвергам. В Письме Министерства просве­щения РФ от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направ­лении методи­ческих рекомен­даций» определено, что под внеурочной деятель­ностью следует понимать образо­ва­тельную деятель­ность, направ­ленную на дости­жение плани­руемых резуль­татов освоения основных образо­ва­тельных программ (предметных, метапред­метных и личностных), осуществ­ляемую в формах, отличных от урочной. Проще говоря, занятия внеурочной деятель­ности обяза­тельны к посещению, потому что входят в план внеурочной деятель­ности, который является частью основной образо­ва­тельной программы. А согласно ст. 43 «Закона об образо­вании» все школьники обязаны добро­со­вестно осваивать эту программу. Вопрос времени прове­дения занятий остается на усмот­рение админи­страции конкретного образо­ва­тельного учреждения. Как правило, школы стараются ставить занятия внеурочной деятель­ности после так называемой «паузы», чтобы у ребенка было время на отдых. Возможно, в связи с этим занятия прово­дятся 7 – 8 уроками.

ВОПРОС 2. Как выбираются темы для курса? Кто их разра­ба­тывает? И может ли учитель провести урок на тему, которую самосто­я­тельно придумал?

Александра Потехина, генеральный директор «Проек­тория Медиа»: Кален­дарно-темати­ческий план курса – это большая коллек­тивная работа целой группы людей: методо­логов, психо­логов, педагогов, предста­ви­телей различных ведомств и различных отраслей экономики. Задача курса – и охватить вопросы самоопре­де­ления, и рассказать о самых востре­бо­ванных направ­лениях рынка труда, и дать макси­мально полезные и практи­ческие советы ребятам. Звучит амбициозно, поэтому все занятия педагог может собрать в нашем Конструкторе будущего. Это очень удобно, потому что, во-первых, позволяет получить сразу полностью готовое занятие под любой возраст со всем комплектом материалов, а во-вторых, дает возмож­ность при необхо­ди­мости модели­ровать занятие, заменять разные блоки. Мы рекомендуем пользо­ваться заранее подго­тов­ленным сценарием, но при желании педагог может брать только какие-то отдельные блоки, задания, игры, видео­ролики и дополнять их своими активностями.

ВОПРОС 3. Что конкретно получит мой ребенок после прослу­ши­вания курса? Чем этот курс ему поможет?

Мария Чередилина, руково­дитель по экспертно-методи­ческой работе Фонда Гумани­тарных Проектов:

— Курс помогает сосре­до­то­читься на вопросах профес­си­о­нального самоопре­де­ления, больше узнать о собственных интересах и ценностях, смоде­ли­ровать (или начать модели­ровать) личный образо­ва­тельно-профес­си­о­нальный маршрут. На занятиях ученики получают самую актуальную инфор­мацию об отраслях и профессиях самой различной направ­лен­ности, видят в записи совре­менные предприятия и их успешных сотруд­ников, знако­мятся с культурой и условиями труда в разных регионах и отраслях. Занятия курса построены с учетом возраста учеников и их предпо­чте­ниями в изучении материала. Мы сочетаем видео­ролики, игры, практи­ческие задания так, чтобы класс не уставал и каждый нашел что-то интересное для себя.

ВОПРОС 4. Зачем моему ребенку профори­ен­та­ци­онные занятия, если он спортсмен и уже точно знает, куда будет поступать?

Татьяна Четве­рикова, руково­дитель отдела «Центр плани­ро­вания профес­си­о­нальной карьеры» в центре профес­си­о­нального образо­вания Самарской области:

— Если Ваш ребенок точно знает, куда будет поступать, мы поздравляем всю Вашу семью – муки выбора обошли вас стороной! Но даже в этом случае посещение ребенком профори­ен­та­ци­онных занятий поможет ему лучше узнать тот мир профессий и работо­да­телей, в который он вступит через несколько лет после окончания школы, а также правила «выживания» в этом мире. Эти знания оказы­ваются очень ценны, когда измен­чивый, динамичный мир (а мы живем именно в таком мире) затра­гивает твою профессию, и люди оказы­ваются в ситуации необхо­ди­мости все начинать сначала уже будучи профес­си­о­налом. Для повышения успеш­ности в новой сфере человеку требуются знания и навыки выбора и плани­ро­вания профес­си­о­нального развития. Еще один аргумент в пользу профори­ен­та­ци­онных занятий: как бы мы ни были уверены в успеш­ности намеченного плана, нам всегда нужен запасной план. Ведь не все в этой жизни зависит от нас: направ­ление подго­товки в выбранном нами вузе может закрыться, может сокра­титься количество бюджетных мест на выбранную нами специ­аль­ность, а стоимость обучения на «внебюджете» – резко подняться. Случаются непри­ятные ситуации со здоровьем, и всё чаще мы видим, как искус­ственный интеллект вмеши­вается в содер­жание труда уже сейчас, сокращая количество рабочих мест. А что будет через 5 лет? Знать точно мы не можем. Но можем уже сейчас понять тенденции и основные пути, приво­дящие человека к профес­си­о­нальной востре­бо­ван­ности и успеху. Разобраться во всем этом, составить запасные планы помогают профори­ен­та­ци­онные занятия.

ВОПРОС 5. Если кто-то в семье относится скепти­чески к посещению ребенком таких занятий. Как найти компромисс? А самое главное, как объяснить ребенку, что такие занятия ему помогут в дальнейшем?

Мария Чередилина, руково­дитель по экспертно-методи­ческой работе Фонда Гумани­тарных Проектов:

— Конечно, в семье важно догова­ри­ваться о ценностях и задачах по воспи­танию детей. Вспомните и обсудите, как у каждого из вас, взрослых, когда-то проис­ходил профес­си­о­нальный выбор? Кто и что помогло? Какой помощи не хватило? Сработают ли ваши стратегии в сегодняшних реалиях? Попро­буйте больше узнать о курсе «Россия – мои горизонты». Педагог может показать вам его фрагменты, объяснить назна­чение. Также узнайте мнение самого подростка, что ему интересно и важно в этих занятиях. Широкий кругозор о мире профессий и труда, который формирует курс за несколько лет, – важное условие многих жизненных выборов. Пусть они принесут удовольствие!

Немного о курсе

Занятия предна­значены для учащихся 6 – 11 классов и направлены на ознаком­ление школь­ников с разно­об­разными профес­си­о­нальными направ­ле­ниями и возмож­но­стями на рынке труда. Курс включает в себя 34 занятия, которые проходят каждый четверг. За прошлый год школь­ников уже позна­комили с отраслями промыш­лен­ности, цифровым техно­логиям, медициной и здраво­охра­нением, инженерным делом, государ­ственным управ­лением. Кроме этого, особое внимание уделяется и практи­ческой части. Для обуча­ю­щихся органи­зуются экскурсии на регио­нальные предприятия, органи­зации и учебные учреждения. Ознако­миться с новой программой курса внеурочной деятель­ности можно на сайте.

Пролистать наверх